Старый болгарский дом

 


Это был маленький замкнутый мир, в котором в неспокойные времена обитатели находили безопасность, тепло, удобство и уют. Каждая вещь в нем имела какую-то практическую цель и являлась в тоже время удобной и красивой. Часто красота являлась не следствием специального украшения, а достижением гармонии между формой и предназначением.

старый болгарский дом

Мы очень мало знаем об обстановке болгарского дома в период Средневековья. Некоторые предметы, которые болгары использовали в то время, найдены при археологических раскопках, но на вопрос, какой была мебель наших прадедов, археология не дает удовлетворительного ответа. Причины этого кроются в непрочности используемого материала — преимущественно дерева и тканей. Наше древнее изобразительное искусство — это один из источников, по которому мы можем косвенно судить о мебели, использовавшейся у нас в эпоху Средневековья. Оно каноническое, в нем существуют строгие правила для изображения отдельных персонажей и сцен, но при воспроизведении второстепенных действующих лиц и обстановки иконописец имеет большую свободу действий. Тогдашняя действительность изображается с большой точностью и добросовестностью. Иконописец рисует библейские персонажи не в вымышленной среде, а как бы в собственном своем доме. Соответствие элементов нарисованной мебели некоторым сохранившимся памятникам того времени убеждает нас, что в основном эти изображения достоверны, поэтому старые стенописи, иконы и миниатюры являются источником изучения быта болгарина, которому мы можем верить.

 

Торжественные изображения Христа, Богородицы и некоторых святых показывают нам троны сложной формы и с богатым украшением, которые, может быть, рассказывают о тронах наших владык. Троны эти массивны, со спинками разной формы, иногда с подлокотниками. Сделаны они из дерева, при этом широко использованы элементы резьбы (отверстия с балясинами, точеные шарообразные элементы, прикрепленные к ребру спинки) по дереву или кости. Именно такие элементы мы видим на Хрельовом троне в Рильском монастыре, который относится к XIV веку. На троне есть и инкрустация из кости. Изображенный на написанных тронах орнамент подсказывает, что инкрустация — это широко применяемый технический прием при создании парадной мебели. В некоторых случаях спинка трона обита драпировкой, очевидно, для изоляции от холодных каменных стен. На всех сиденьях тронов и стульев мы видим продолговатые подушечки, привязанные с двух сторон. Второй постоянной принадлежностью является подставка для ног — табуреточка, установленная из-за большой высоты трона.

в старом болгарском доме

Часто изображают стулья без спинки, в форме свода, украшенные резьбой и инкрустациями, с подставками для ног. Иногда массивные сиденья служили шкафами.

Во времена Средневековья употреблялись и легкие складывающиеся стулья с точеными скрещивающимися ножками, сиденьем, очевидно, из кожи. Они были легко переносимыми, их использовали военачальники и властители во время похода.

Изображенные кровати слегка приподняты с одного конца — со стороны головы, обиты драпировкой, так что их настоящая конструкция остается скрытой от глаз. Иногда попадается изображение более легких конструкций, на которых на планках натянуты веревки или ремни. Вероятно, сверху стелили толстые тканые покрывала.

Столы имели различную форму — круглые, эллипсовидные, прямоугольные, чаще массивные, со сводчатыми перекладинами в нижней части, украшенные балясинами, или с отточенными ножками. Часто они покрыты вышитыми скатертями.

Изображения четырех евангелистов показывают нам обстановку, в которой творили писатели, переписчики и грамматисты Средневековья. Обычно они сидели на стуле без спинки, используя подставку для ног. Перед ними находился пюпитр для книг — наклоненная плоскость на высокой основе. Иногда в глубине нарисованы и шкафы для книг.

традиционный болгарский интерьер

В обыкновенном болгарском доме была одна вещь, сделанная с особой любовью, — детская люлька. Сохранившиеся образцы относятся к XIX — началу XX века, но если судить по изображениям, то в ней соблюдены старые традиции. Люлька представляет собой прямоугольную деревянную кроватку с приподнятой со стороны головы спинкой, богато украшенной. Кроватка прикреплена к серповидным изогнутым подставкам, позволяющим ее качать. Иногда ее узкие боковые стенки связаны планками, украшенными резьбой. Часто резьба сделана на всех стенках. В некоторых случаях используется инкрустация. Изображены и маленькие детские кроватки на низких ножках.

Общие черты изображенной мебели в памятниках искусства соседних стран доказывают сходство в быте народов Балканского полуострова в эпоху Средневековья. Некоторую связь можно отметить и с мебелью других европейских стран этого периода.

традиционный интерьер болгарского дома

После того, как страна попала под османское иго, условия жизни изменились, изменилась и обстановка в доме. Появились некоторые предметы и рисунки восточного происхождения — маленькие многоугольные столики, инкрустированные перламутром, и другие предметы. Исчезли представительные троны с подставками, массивные столы, которые однако продолжают изображать, сохраняя память о Средневековье. Народ становился беднее, его социальное положение ухудшалось. Мебель использовалась самая необходимая, украшением служила только резьба. В некоторых музейных экспозициях сохранен интерьер того времени, лишенный тепла человеческого присутствия. Меблировка состояла обычно из мендер, застеленных пестрой скатертью, маленькой круглой софры, стульев на трех ножках и встроенных шкафов.

В поздний Средневековый период старая болгарская аристократия исчезает. Может быть, единственным местом, где жили ее представители до конца XVIII века, являлся Чипровец — современный г. Чипровци. Особые условия, в которых развивалось это поселение в XVI—XVII веках, богатство жителей, их широкие контакты с миром обусловили и иной быт этого села. Богатые аристократические семьи жили в невероятной для тех времен роскоши. В своих воспоминаниях граф Иосиф Пеячевич, иммигрировавший со своими соотечественниками после разгрома Чипровского восстания в 1688 году, писал, что его деды использовали золотую и серебряную посуду, серебряными были даже доски на столе. Петр Парчевич оставил в своем завещании племянникам в Чипровце венскую мебель — шкафы, столы и стулья, книжные шкафы, сундуки, шкатулки. Конечно, для нашей страны в то время это было исключением. Влияние Европы, преимущественно из Вены, проникло в болгарский дом позднее — в XIX веке, когда быт постепенно приобретал европейские черты. Но эта европейская волна почти не коснулась сельского дома, он еще долго сохраняет старую традиционную обстановку.

 
По техническим причинам добавление комментариев временно отключено.
 

Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет